Вопросы для обсуждения:
- Причины и основные этапы гражданской войны.
- Политика «военного коммунизма».
- Белое движение: возникновение, организация, этапы развития, лидеры.
- Политические факторы победы Красной армии. Последствия гражданской войны и интервенции.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Первый вопрос семинарского занятия рекомендуется начать с самого понятия «гражданского война в России». Какие сущностные черты и признаки у этого исторического феномена? В советское время гражданскую войну рассматривали как самую острую форму классовой борьбы. Однако ныне трактовки изменились. Гражданская война – это народная трагедия, в которой не может быть победителей. Обратите внимание на публикацию М. С. Колесова, в которой представлены рассуждения по этому поводу. В статье Э. В. Гордона, Р. В. Мезенцева и П. А. Страшникова «Гражданская война в России в 1917–1922 гг.» обратите внимание на приведенное определение, данное академиком Ю. А. Поляковым. В чем вы видите недостатки его точки зрения? Определитесь с причинами гражданской войны, которые выделяет в своих работах Р. Пайпс.
Познакомьтесь с обстоятельной статьей А.Б. Данилина, Е. Н. Евсеевой и С. В. Карпенко. Как изменились представления о гражданской войне, начиная с 1920-х годов? Какие критерии периодизации в настоящее время приняты в научной литературе. Дайте характеристику основным периодам гражданской войны. Каковы итоги гражданской войны для советской России, какой опыт почерпнули из нее руководители нового социалистического государства?
Приступая к рассмотрению основных проблем политики «военного коммунизма» следует прежде всего обратить внимание на цели и методы проводимых большевиками мероприятий. Познакомьтесь со статьей П. Ф. Алешкина? Какие теоретические основы у «военного коммунизма»? Почему автор считает, что именно проводимая политика привела к голоду 1921 года?
Имеется точка зрения, что предпосылкой утверждения политики «военного коммунизма» является не столько состояние промышленности, сколько разрушение внутреннего рынка, вызванное действиями стихийных рыночных сил, а также попытками его административного регулирования и создания мобилизационной экономики[1]. Насколько оправданной представляется для вас эта точка зрения?
Рассмотрите основные мероприятия периода «военного коммунизма»: продовольственную разверстку, стремление к ликвидации частной торговли, всеобщей национализации, создание единого общенационального банка, введение всеобщей трудовой повинности, создание разветвленного бюрократического аппарата. Используйте статью Э. Г. Колесника и М. Г. Тарасова. К каким последствиям привела эта политика? Как сказались проводимые мероприятия на общественно-политической ситуации в стране? Используйте также материалы статьи Л. А. Муравьевой.
Приступая к третьему вопросу, обратите внимание на публикацию О. А. Салова «Белое движение: к вопросу о зарождении белой идеи». Почему автор полагает, что «Белая идея» — это результат действий Временного правительства, а не большевистского переворота? Какие события могут отражать эту точку зрения? При характеристике «Белого движения» вновь обратитесь к статье Э. В. Гордона, Р. В. Мезенцева и П. А. Страшникова, в которой называются и характеризуются составные части противников советского власти – аристократии, офицерского корпуса царской армии, казачества, «сторонники прозападного движения развития России». Какие причины неудач для «белого движения» видят авторы статьи?
Познакомьтесь со статьей В. Ж. Цветкова. На каких идеологических и политико-правовых принципах существовали режимы «Белого движения»? Какие стратегические цели и тактические задачи решались руководителями «белой власти»? Дайте характеристику формам организации власти («диктатура сверху», «диктатура снизу», сочетание диктатуры с функционированием представительных органов власти). Основываясь на статье В. П. Изергиной, выделите противоречия в политических взглядах сторонников антибольшевистской власти, социальный состав которых был неоднороден.
Определяясь с типологией лидерства Белого движения, следует познакомиться с публикацией М. Е. Разинькова. Какими качествами наделяет автор «белых героев», «генералов-партизан» и «генералов-политиков»? Как оценивались деловые и морально-этические качества руководителей Белого движения их идеологическими противниками?
Ознакомившись со статьей В. В. Кулакова на примере Юга России выделите основные проблемы управления этой территорией в период ее контроля Добровольческой армией генерала А. И. Деникина. Дополните полученные представления о недостатках системы организации власти на территориях, подконтрольных «белым правительствам» статьей С. С. Новосельского. В ней на основе широкого круга мемуарных источников сгруппированы основные причины поражения Белого движения. Используйте также размышления А. Д. Казанчиева по этому поводу.
Анализ организационных трудностей и проблем на территориях антибольшевистских правительств сопрягается с определением причин побед Красной армии. Используйте при подготовке ответа статьи А. О. Егорова, Ю. С. Лузгиной, А. А. Шувалова, в которых представлена специфика формирования и функционирования вооруженных сил большевиков.
Основная литература:
Иоффе Г. З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М.: Наука, 1995. 238 с.
Мунчаев Ш. М. Политическая история России. От образования русского централизованного государства до начала XXI века: учебник. М.: Норма; ИНФРА-М, 2016. С. 94–152.
Дополнительная литература:
Миронов Б. Н. По классическому сценарию: русская революция 1917 г. в условиях экономического роста и повышения уровня жизни // Экономическая политика. 2012. № 1. С. 66–77; № 2. С. 84–105.
Миронов Б. Н. Причины русских революций // Родина. 2009. № 6. С. 80–81; № 8. С. 51–54; № 10. С. 124–128; № 11. С. 17–22; № 12. С. 92–97.
Миронов Б. Н. Русские революции начала ХХ века: уроки для настоящего // Полис. Политические исследования. 2011. № 5. С. 33–47.
Муравьева Л. А. Военный коммунизм: теория и практика // Финансы и кредит. 2002. № 7. С. 52–60.
Салов О. А. Белое движение: к вопросу о зарождении белой идеи // Власть. 2010. № 12. С. 149–151.
Шувалов А. А. Боеспособность Рабоче-крестьянской Красной Армии в период гражданской войны в России // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 2. С. 114–119.