Тема 3. Социальная структура и организация государственной власти в древневосточных деспотиях

Вопросы для обсуждения:

  1. Общественный строй Древнего Египта.
  2. Структура государственной власти и местное управление в Древнем Египте.
  3. Возникновение Древневавилонского государства, его общественный и государственный строй.
  4. Законы царя Хаммурапи как источник реконструкции властно-общественных отношений в Древнем Вавилоне.

Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию

При подготовке к первому вопросу необходимо закрепить представления о восточной деспотии как феномене политической истории, выявить ее отличительные особенности. В статьях И. В. Лопуховой «Восточная деспотия как исторический тип государства», «Особенности восточной деспотии как формы государства» содержатся признаки, особенности складывания данной формы государства, а также основные точки зрения на механизмы осуществления власти. Затем необходимо определиться с факторами развития ранних государств Древнего Египта и Месопотамии. Д. А. Суровень выделяет так называемый геоклиматический фактор, который вел к формированию «общины-государства». Важные дискуссионные вопросы обсуждаются в работе С. А. Давыдова «Древний Египет – первая восточная деспотия?» Это касается обоснованности ирригационной концепции формирования государства К. Виттфогеля. В публикации делается вывод об отсутствии прямой связи между наличием ирригационной экономики и деспотизмом центральной власти. Также обратите внимание на общие закономерности генезиса древних цивилизаций, которые даны в статье Г. И. Кругликовой.

После выяснения условий и обстоятельств возникновения ранних государств следует перейти к характеристике общественного строя Древнего Египта. Д. А. Суровень подробно останавливается на иерархии власти в простом и сложном вождестве, выделении частной и государственной собственности, что привело к формированию специфической сословной структуры.

Следующий вопрос – структура государственной власти и местное управление в Древнем Египте также подробно разбирается Д. А. Суровнем. Начать необходимо с анализа структуры власти в общине-государстве (номе), полномочий номарха, затем перейти к анализу властных институтов – совета знати и народного собрания. Ознакомьтесь с точкой зрения на специфику политического режима и форму территориальной организации древнеегипетского государства. Г. И. Кругликова подробно останавливается на политическом статусе фараона, символах и атрибутах его власти, эволюции сакрализации в различные периоды египетской государственности. Она указывает и на главную особенность функционирования центрального аппарата – «нерасчлененность придворных функций». В рамках данного вопроса немаловажным обстоятельством являются мотивы подчинения деспотической власти. Помимо сакральной природы самого фараона имелся мощный репрессивно-карательный механизм и система наказаний, однако их использование не стоит воспринимать как неузаконенный произвол. Познакомьтесь со статьей С. А. Давыдова «К вопросу об императивах деспотизма…» и определите основные механизмы принуждения в древнеегипетском государстве. Данный автор подробно разбирает вопрос о соразмерности наказаний за проступки, придя к выводу об отсутствии чрезмерной жестокости и жестком нормативном регулировании деятельности чиновничества (См.: С. А. Давыдов. Деспотизм древнеегипетской менеджериальной аристократии: миф или реальность? // Давыдов С. А. Берега Ойкумены. Историческая социология о парадоксах хозяйственной жизни Древнего Востока. СПб, 2016. С. 61–83.)

Второй блок вопросов семинарского занятия посвящен формированию и функционированию государств в Месопотамии. В статье Д. А. Суровня отмечаются особенности формирования первых государств в V–IV тысячелетии до н.э., приводится периодизация политогенеза. Обратите внимание на социальную структуру раннединастического периода (XXVIII – конец XXIV в. до н.э.) и функции основных институтов власти. Подробный анализ социальной структуры Месопотамии в раннединастический период предпринят Г. И. Кругликовой.

Эти обстоятельства помогут разобраться в специфике общественного и государственного строя Древневавилонского царства.

Законодательство царя Хаммурапи, его роль в регулировании социальных и политических отношений в Древнем Вавилоне подробно разбираются в статье В. П. Шпалтакова. Обратите внимание на зависимость между социальным статусом и размером наказания, закрепленном в кодексе Хаммурапи.

В конце семинарского занятия следует сделать вывод о наличии общих и особенных черт, присущих древневосточным деспотиям. Сравните механизмы принуждения в Древнем Египте и Вавилоне, восприятие монархов, систему организации государственного аппарата.

 Литература:

Основная

Кревельд М. Расцвет и упадок государства / Мартин ван Кревльд; перевод с англ. Под ред. Ю. Кузнецова и А. Макеева. М.: РИСЭН, 2006. С. 34–79.

Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 36–42.

Дополнительная

Давыдов С. А. К вопросу об императивах деспотизма в практике управления хозяйственной системой Древнего Египта // PolitBook. 2016. № 1. С. 174–191.

Древний Египет – первая восточная деспотия? // Давыдов С. А. Берега Ойкумены. Историческая социология о парадоксах хозяйственной жизни Древнего Востока. СПб, 2016. С. 44–83.

Кругликова Г. И. Генезис древних цивилизаций Месопотамии и Египта: общее и особенное // Вопросы всеобщей истории. 2008. Том 10. С. 131–175.

Суровень Д. А. Ранняя форма государства // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2016. Выпуск 16. С. 149–203.

Лопухова И. В. Особенности восточной деспотии как формы государства // Юридическая мысль. 2007. № 1. С. 14–19.

Лопухова И. В. Восточная деспотия как исторический тип государства // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. № 1. С. 110–114.

Шпалтаков В. П. Особенности взаимодействия государства, общества и экономики на Древнем Востоке // Инновационная экономика и общество. 2015. № 2(8). С. 12–24.

Версия для печати Версия для печати