Вопросы для обсуждения:
- Противоречия политического развития России на рубеже XIX–XX веков.
- Модернизационный потенциал реформ С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.
- Революция 1905–1907 годов и развитие российской многопартийности.
- Режим «третьеиюньской монархии»: функционирование институтов политической власти в 1907–1917 гг.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Характеризуя политическое развитие России на рубеже веков, необходимо обратиться к концепции политической модернизации. Используйте положения статей Г. А. Прохоровой и Е. В. Сломинской, В. И. Пантина и В. В. Лапкина, Н. А. Проскуряковой. Почему авторам свойственен скептицизм по поводу оценок формирования гражданского общества в России начала ХХ века? На основе материала статьи Д. В. Доленко выделите противоречие между либерально-демократическими изменениями и сохранением базовых российских институтов и ценностей. В чем это противоречие проявилось содержательно? По прочтении статьи А. А. Алакаева попытайтесь установить проявления системного кризиса российского самодержавия на рубеже XIX–XX в.
Реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина следует рассматривать с точки зрения сосуществования либеральной и консервативной тенденций в общественно-политической жизни страны. Прочтите статьи М. В. Елизарова и П. М. Коловангина. Определите иерархию целей в реформаторском курсе С. Ю. Витте. Насколько цели его деятельности соответствовали результатам? Проанализируйте содержание публикации В. Ю. Карнишина о реформаторском курсе П. А. Столыпина. Можно ли говорить о консервативно-либеральном содержании задуманных преобразований? На основе работы М. Ю. Лачаевой определите отношение С. Ю. Витте к преобразованиям П. А. Столыпина.
Рассмотрение причин и особенностей революции 1905–1907 годов следует начать с индикаторов социальной напряженности. В главе 8 «Россия в первые годы ХХ века. Революция 1905–1907 годов» пятого тома «Истории Европы» представлены сведения о динамике забастовочного движения накануне революции. По материалам данного издания определите политические силы, которые стали выразителями общественного недовольства самодержавным строем. На ваш взгляд, что общего российская революция 1905–1907 годов имела с европейскими революциями XVIII–XIX веков? Познакомьтесь со статьей Н. А. Портнягиной. Как оценивали С. Ю. Витте и П. А. Столыпин использование террора в качестве средства достижения целей в революционный период?
Обратите внимание на характер и динамику партийного строительства. По подсчетам историков в период Первой русской революции действовало около 100 партий, причем 70 % из них возникли на волне революционных событий. Ознакомьтесь со статьей А. С. Герасиной. Выделите основные элементы партийно-политического спектра: какие силы можно было отнести к «левым», «правым» и центристским?
При подготовке к четвертому вопросу определитесь с полномочиями императора Николая II после внесения изменений в Основные государственные законы Российской империи. Имел ли император право распускать II Думу и вносить изменения в избирательное законодательство? Законспектируйте основные положения статьи С. В. Куликова. Можно ли говорить о наличии конфликтов с правительством и оппозиционности народного представительства в деятельности III Думы? Что означает утверждение автора – «дореволюционная Дума являлась парламентом без парламентаризма»?
Литература:
Основная
Большакова О. Новая политическая история России. Современная зарубежная историография. Аналитический обзор / РАН. ИНИОН. Центр социальных и научно-информационных исследований. Отдел отечественной и зарубежной истории. М., 2006. – (Серия: История России). – 98 с.
История Европы. Т. 5. От Французской революции конца XVIII века до первой мировой войны. – М.: Наука, 2000. С. 5–11, 339–353, 378–485, 553 – 563.
Ланцов С. А. Россия на путях догоняющей модернизации XVIII – начала XX в. // Ланцов С. А. Политическая история России: учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. С. 58–89.
Дополнительная
Доленко Д. В. Модернизация и вестернизация в политической истории России // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2013. № 2 (22). С. 51–56.