Тема 4. Социально-политические особенности функционирования древних государств Индии и Китая

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика варно-кастовой структуры в Индии, ее место и роль в политическом элитогенезе.
  2. Восприятие царской власти в Китае и формирование политического сознания: роль религиозного мировоззрения.
  3. Институты политической власти в Индии и Китае: сравнительная характеристика.
  4. Факторы и специфика кризиса государственности в Древней Индии и Древнем Китае.

 Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию

Приступая к анализу сословной структуры Индии, необходимо определиться с ролью брахманизма в закреплении варно-кастовой системы. Первое упоминание о варнах встречается в 10-й части священной для индусов книги, именуемой «Ригведой». Ее появление относится ко второй половине II тысячелетия до н.э. В ней утверждалось, что первочеловек Пурушу был разделен на несколько частей. Его уста стали брахманами, руки – кшатриями, бедра – вайшью, а ступни ног – шудрами. Для закрепления представлений о сословной структуре населения и особенностях его мобильности используйте разделы статьи В. П. Шпалтакова («Социально-политические взгляды древнеиндийских мыслителей», «Законы Ману», «Артхашастра»).

Проблема восприятия царской (императорской) власти в Китае строится на понимании социокультурных различий эпох и периодов. В историографии выделяют три основных хронологических отрезка: 1) период Шан (Инь) (XVIII–XI вв. до н.э.), 2) период Чжоу (XI–III вв. до н.э.), период Цинь (221–207 гг. до н.э.) и Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.).

При анализе особенностей политического сознания в Древнем Китае используйте статью В. П. Шпалтакова, в которой охарактеризованы политико-религиозные воззрения Чжоу-Гуна (конец XII века до н.э.), Конфуция (551–479 г. до н.э.), Шан Яна (V век до н.э.).

По материалам статьи С. А. Мартышкина проследите особенности реализации политической власти в Маурийской империи, основанной в середине I тысячелетия до н.э. Ответьте на вопрос, почему в Индии власть императора не приняла типичный для других стран вид деспотии? Обратите внимание на факторы укрепления китайского государства.

Следует заметить, что в Китае тенденция к централизации власти и ее монополизации главой государства проявляется достаточно рано. На рубеже эпох Шан (Инь) и Чжоу уже можно видеть сосредоточение важных хозяйственных функций в руках правителя: он одновременно выполнял роль координатора действий в сфере материального производства, был главой религиозного культа и военным вождем. Возникает необходимость в специальном титуловании – главу государства именуют «ваном» – верховным правителем. В период Чжоу власть вана укрепляется, но с VIII по III века ограничивается как в нормативном, так и в территориальном отношении.

Новый этап укрепления власти правителя прослеживается с утверждением династии Цинь. Ее основатель Ин Чжэн в 221 г. до н.э. принял титул хуанди – «высочайшего императора», который замкнул на себе процесс принятия важнейших политических решений.

Необходимо остановиться на процессе сакрализации (обожествления) царской власти. Это проявляет себя не только в титулатуре, но и в закреплении представлений о божественном происхождении вана. Это привело к ряду запретов (табу). Например, запрещалось произносить и писать имя царствующего правителя. (Это специфический пример «рутинизации харизмы» (термин немецкого социолога М. Вебера): при разрешении каких-либо повседневных практик в отношении правителя происходит «опривычивание» образа, снижается уровень его легитимности). На основе данных, представленных в статье И. И. Царькова, покажите угрозы для власти, которые могли исходить из разных источников, а также способы противодействия правителя возможным условиям десакрализации его образа.

Литература:

Основная

Бэшем А. Цивилизация Древней Индии / Артур Бэшем; пер. с фр. Е. Гавриловой, под ред. Н. Шевченко. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 81–134.

Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства (Формирование основ социальной структуры и политической администрации). М.: Наука, 1983. С. 152–200.

Вигасин А. А. Древняя Индия // История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / [Отв. ред. В. А. Якобсон]. М.: Вост. лит., 2002. С. 389–432.

Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 83–120.

Дополнительная

Мартышкин С. А. Империи в истории ранней государственности // Основы экономики, управления и права. № 3(9). С. 28–31.

Царьков И. И. Легитимационные ресурсы политического принуждения государств древних цивилизаций (из истории политических и правовых учений) // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2013. № 2(78). С. 219–228.

Шпалтаков В. П. Взаимодействие государства и общества в Древнем Китае и Древней Индии // Инновационная экономика и общество. 2015. № 3(9). С. 17–28.

Версия для печати Версия для печати