1. Концепция «восточной деспотии» как формы государства.
2. Особенности и этапы государственно-политического развития в Древнем Египте.
3. Властно-общественные отношения и механизмы функционирования власти в Древнем Вавилоне.
Концепция «восточной деспотии» уходит корнями в античные представления V века до н.э. Например, уже Геродот противопоставлял форму правления древневосточных монархий республиканским институтам Афинского полиса. Ряд типологических черт восточной деспотии выделил Аристотель (384–322 г. до н.э.). Он рассматривал деспотизм как разновидность тирании – власти одного лица, которая насильно навязана подданным. Им были определены первые политико-культурные различия между странами «эллинского мира» и классическим восточными деспотиями. В последних подчинение деспоту было добровольным, в то время как в первых подчинение тирану сопровождалось насилием и покорением воли подданных.
Основные признаки восточной деспотии были выделены в рамках XIV–XVI веков (здесь наиболее значителен вклад Н. Макиавелли) и эпохи французского Просвещения. Ш. Л. Монтескье (1689–1755) в качестве типологических черт восточного деспотизма называл политический произвол, отсутствие гражданских прав и личных свобод, отсутствие института частной собственности. В настоящее время концепция «восточной деспотии» применительно к древним государствам подвергается критике. Дело в том, что многие примеры показывают ограничение власти древневосточного монарха не только религиозными нормами, но и установлениями обычного права. Личный произвол в отношении подданных, осуществляемый по воле властителя – трудноуловимый признак в развитии политики и права на Древнем Востоке.
Тем не менее, термин «восточная деспотия» не сводится только к политическим возможностям правителя. В числе базовых признаков – господство государственной и общественной собственности на землю, примат государственной власти и ее аппарата над общественными институтами, социальный эгалитаризм (низкий уровень дифференциации между сословиями), деперсонализация принимаемых решений (по сути власть принадлежала не конкретному правителю, а его символическому воплощению. По точному замечанию Ш. Монтескье, люди в деспотических странах таковы, что «управлять ими можно и одним только именем государя[1]»).
В рамках данного подраздела выявляются общие и особенные черты древнеегипетского и древневавилонского государств, анализируются властно-общественные отношения, структура государственного аппарата, механизмы формирования правящей элиты.
Знакомство с мировой политической историей начинается с Древнего Египта, зачатки политогенеза* в котором могут наблюдаться с конца 4-го тысячелетия до н.э. Периодизация политической истории Древнего Египта основана на изменениях в формах государственности и сменах царствовавших династий. Классическая традиция подразделяет развитие этого государства на периоды:
— Раннего царства (3100–2800 г. до н.э.);
— Древнего царства (около 2800–2250 гг. до н.э.), время царствования III–VI династий;
— Среднего царства (около 2160–1785 гг. до н.э.), время царствования XI–XII династий;
— Нового царства (около 1575–1087 гг. до н.э.), время царствования XVIII–XX династий;
— Позднего царства (1085–331 г. до н.э.), время царствования XXI–XXX династий. Период завершается завоеванием страны Александром Македонским.
Вторая рассматриваемая модель древневосточной деспотии – Вавилонское царство, достигшее своего могущества при правлении царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.). По своей территориально-политической организации Древний Вавилон приближалась к империи с монотеистическим культом. При наличии схожих с Древним Египтом черт государственного строя (развитая система общинных органов управления, наличие разветвленного бюрократического аппарата и вертикали власти, крупного храмового землевладения) имелась и очевидная специфика. Она проявлялась в возможностях десакрализации власти царя, поскольку он не считался богом, а лишь его ставленником, даровавшим престол.
Это обстоятельство влияло на стремление храмовых хозяйств и жреческой знати к экономической обособленности. Данные тенденции сдерживались при Хаммурапи, который назначал жрецов и администраторов храмов, но усилились после его смерти.
Значимым политическим институтом в Древнем Вавилоне была армия, которая выполняла не только оборонительно-наступательные, но и полицейские функции.
Для реконструкции социальных и властно-общественных отношений в Древнем Вавилоне большое значение имеют законы царя Хаммурапи. В них зафиксированы основные группы населения – авилумы (полноправные свободные граждане) и мушкенумы («падающие ниц»). Низший общественный слой составляли рабы, которые имели целый ряд ограничений прав. Они полностью зависели от своих хозяев, но в разные периоды приобретали право иметь семью, брать или давать ссуды, нанимать других рабов.
[1] Монтескье Ш. Л. Глава XIV. О соответствии законов деспотического правления их принципу // Монтескье Ш. Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. С. 59.
* Политогенез – понятие, предложенное советским политантропологом Л. Е. Куббелем, которое обозначает зарождение и развитие политической подсистемы общества, которая может трансформироваться в государство или его аналог.