Вопросы лекции:
1. Проблемы периодизации политической истории Древнего Рима.
2. Государственные учреждения и властно-общественные учреждения в «царский период».
3. Политический процесс в Римской республике: основные акторы и институты.
4. Политическая власть в императорском Риме: механизмы функционирования, стадии развития и кризиса.
Политическая история Древнего Рима объемлет период около 1200 лет и достаточно хорошо изучена. Выявлено значительное количество не только археологических артефактов, но и письменных источников, что позволило точно датировать многие важные события. Имеется полулегендарная дата основания Рима (754/753 г. до н.э.), которую традиционно связывают с началом отсчета так называемого «царского периода». Он заканчивается в конце VI века до н.э., после которого начинается период республики (V–I в. до н.э.), сменившийся периодом империи (I – конец V в. н.э.).
Властно-общественные отношения в «царский период» строились на основе принципов «военной демократии». Во главе римской общины стоял выборный царь – рекс. В основном он выполнял военные, жреческие и судебные функции. Органом управления был совет старейшин родов. Также действовало племенное собрание. Для периода «царской власти» сакрализация личности правителя не получила развития. Скорее речь может идти о сакрализации самой власти, ее полномочий, должности и титула царя. Такое положение делало второстепенным вопрос о личности носителя этой власти, что облегчало приход к ней чужеземцам[1].
Укрепление римской государственности в литературе связывают с реформами рекса Сервия Туллия. Он стремился ограничить влияние родовой знати и добился этого[2]. Реформы Сервия Туллия (середина VI века до н.э.) привела к пополнению войск обеспеченными плебеями: вождями учрежденных организационных единиц – классов и центурий становились уже не по рождению, а по богатству[3]. В результате в V веке до н.э. свободное население Рима распалось на два имущественных слоя – свободных мелких производителей и богатых землевладельцев-рабовладельцев, что нашло отражение в правовом регулировании[4].
Сложившееся в ходе V–IV веков до н.э. устройство республиканской власти имело трехчленную структуру. Во главе находился сенат из 300 членов, который комплектовался из бывших магистратов (лиц, занимавших государственные должности). Сенаторы делились на консуляриев, преториев и квесториев. Первым в списке стояло имя старейшего, который именовался принцепсом. Никаких привилегий он не имел, а лишь высказывал свое мнение первым, когда вопрос решался в ходе поименного голосования. Сенат руководил внешней политикой и распоряжался казной (эрарием), что вынуждало считаться с этим органом все подразделения государственного аппарата[5]. Исполнительная власть принадлежала магистратам.
Для периода республики дискуссионным представляется вопрос о территориально-политическом устройстве. По мнению А. В. Игнатенко, происходит переход от простейшей полисно-унитарной формы государственного единства к державе, империи. Этот процесс завершается в условиях военно-авторитарного режима, по мере создания особого административного аппарата[6]. В существовавшей Римской «федерации» изначально была заложена асимметрия: полисы имели различный политико-правовой статус, что влияло на степень его самоуправления, а также на возможность участия его граждан в Народном собрании в Риме[7].
Период императорского Рима хронологически распадается на два крупных этапа – принципата и домината. На первом этапе (с 27 г. до н.э. до конца III в. н.э.) власть императора-принцепса (первого гражданина римского государства) формально ограничивалась институтами республиканской власти – сенатом и народными собраниями. В историографии сложилось два основных подхода к определению принципата – ряд исследователей считает принципат республикой, другие принимают идею Т. Моммзена о диархии (двоевластии императора и сената), третьи – монархию с сохранением республиканских институтов[8].
Однако с течением времени их роль резко снизилась, в то время как существенно усилилась роль императорской канцелярии и армии. На этапе домината (от лат. dominus – господин) с конца III до второй половины V веков можно говорить об утверждении милитаризованной монархической формы правления. Политическое развитие Древнего Рима в это время было крайне нестабильным, масштабные кризисы сменялись временем продуктивных реформ. В их числе – усилия императора Диоклетиана (284–305 гг.) и Константина (306–337 гг.) по оптимизации территориально-государственного устройства и стабилизации денежного обращения.
Разделение в 395 году императорской власти по территориальному признаку (возникают Западная и Восточная Римская империи) отражало не только волю покойного императора Феодосия наделить своих сыновей правами монархов, но и фиксировало непреодолимые различия в этнокультурном и религиозном плане. Низложение в 476 году н.э. последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула показывает неизбежность нарастания центробежных тенденций в имперской модели государственного устройства.
[1] Сморчков А. М. Царская и магистратская власть в Древнем Риме: сакрально-политическое содержание // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2011. № 14. С. 143.
[2] Маяк И. Л. Римляне ранней республики. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 16.
[3] Шагаев В. А. Римское государство: связь между военными и политическими институтами (эпоха царей и республика) // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 4. С. 206.
[4] Игнатенко А. В. Политическая власть в Древнем Риме: становление и эволюция Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1988. № 5. С. 49.
[5] История Европы. Т. 1. Древняя Европа. М.: Наука, 1988. С. 370–371.
[6] Игнатенко А. В. Территориально-политическое устройство в Древнем Риме // Российский юридический журнал. 2004. № 4. С. 129.
[7] Эзри Г. К. Полисно-территориальный федерализм в истории Древней Греции и Рима // Чтения памяти Евгения Петровича Сычевского. 2016. № 16. С. 210.
[8] Егоров А. Б. О персональном факторе в истории Римской империи // Политические деятели античности, Средневековья и Нового времени. Индивидуальные и социально-типические черты. Межвузовский сборник. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. С. 37.