Вопросы для обсуждения:
- Организация политической власти во Франции второй половины XIV – начала XVII веков.
- Эволюция взаимоотношений английского парламента с институтом королевской власти в XIV веке.
- Институты политической власти в Германии: статус и функции императора, курфюрстов и рейхстага.
- Специфика территориальной организации власти во Франции, Англии и Германии позднего Средневековья.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
При подготовке на первый вопрос вначале воспользуйтесь материалами учебного пособия М. Н. Прудникова. В разделе 3.3.1 «От сеньориальной к абсолютной монархии» представлена роль реформ Людовика IX[1], которая привела к созданию городской милиции и изменению функций судов. Была создан так называемый Парижский парламент – высший суд во Франции.
Обратите внимание на порядок созыва и основные полномочия Генеральных штатов – сословно-представительного органа, который возник в 1302 году. Выясните, какие обстоятельства привели к необходимости издания в 1357 году «Великого мартовского ордонанса». Каким образом и в чем расширились полномочия Генеральных штатов?
Выделите функции основных органов государственного управления. Чем занимался Большой совет, какие полномочия имел канцлер?
Во втором вопросе следует проследить постепенное расширение полномочий английского парламента. Он не только участвовал в издании законов, но и влиял на утверждение порядка и размеров налогообложения, имел контрольно-надзорные функции. В течение XIV века сформировалось право законодательной инициативы, которое основывалось на практике подачи коллективных парламентских жалоб.
С конца XIV века была введена процедура импичмента: палата общин предъявляла палате лордов как высшим судом страны обвинительное заключение в отношении должностных лиц. Само деление парламента на палату лордов (состояла из представителей феодальной знати) и палату общин (в нее входили представители графств и городов) также происходит в XIV веке.
В третьем вопросе, характеризуя институты политической власти в Германии, следует помнить о сложившемся с начала XIV века коллективном порядке управления (власть была сосредоточена у группы из семи крупнейших князей – маркграфа Бранденбургского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского, короля Чехии и Богемии, а также трех архиепископов – Кельнского, Майнского, Трирского). Это было следствием феодальной раздробленности, которая с течением времени лишь углублялась: к концу XVIII века в Германии было 324 территориальных единицы с правами самостоятельных государств и 1475 свободных рыцарских владений[2]. Семь князей, именовавшихся курфюрстами, получили право на избрание императора. Для решения общегосударственных дел императоры были вынуждены ежегодно созывать съезд курфюрстов. Обратите внимание на объем полномочий курфюрстов и выдвигаемые ими условия по ограничению власти императора.
Дайте характеристику полномочиям рейхстага и имперского суда, а также полиции. Какие черты государственного строя показывают отсутствие единства империи?
В рамках четвертого вопроса необходимо раскрыть специфику местного управления. В чем сходства и различия в организации взаимодействия между центральной и местной властью во Франции, Англии и Германии? Обратите внимание на разделение территории Франции на административные образования (женералите, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интендантства). Они должны были соответствовать территориальным подразделениям финансового, военного, административного, церковного и судебного ведомств, но на практике зачастую не совпадали. Попытайтесь разобраться с группами должностей, которые утрачивают реальные полномочия. Прежде всего, это бальи и прево. Необходимо дать характеристику полномочиям интендантов – уполномоченных королевского правительства на местах. Каков был механизм их назначения на должности?
Ответе на вопросы: каким образом в данный период функционировали провинциальные штаты? В чем была необходимость их функционирования? Обратите внимание, что в Англии система местного управления отличалась большей стройностью, нежели во Франции. Низшим административным образованием были приходы, которые совмещали в себе функции светской и церковной территориальной единицы. В органах местного управления должностные лица назначались королем, роль шерифов и собраний графств в условиях перехода к абсолютизму резко снижается.
В раздробленной Германии действовали собрания курий (ландтаги), представлявшие собой сословно-совещательные органы. Они отражали интересы духовенства, рыцарей и горожан. Специфика немецкого местного управления заключалась в активном развитии городов, которые по своей значимости и зависимости делились на имперские, княжеские (земские) и вольные. Определите различия в их правовом статусе.
Литература:
Основная
Кареев Н. И. Возвышение монархии в конце средних веков // Кареев Н. И. Западноевропейская абсолютная монархия XVI–XVIII веков: общая характеристика бюрократического государства и сословного общества «старого порядка». М.: ЗАО «Репроникс», 2009. С. 48–52, 66–71.
Дополнительная
[1] О Людовике IX обстоятельную монографию написал выдающийся французский историк Жак Ле Гофф (1924–2014). См.: Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. М.: Ладомир, 2001. 800 с.
[2] История государства и права зарубежных стран (Рабовладельческое и феодальное государство и право): учебное пособие. Под ред. П. Н. Галанзы и Б. С. Громакова. М.: Юрид. лит., 1980. С. 365.