Тема 2. Современная отечественная историография о политическом развитии СССР в 1920-е – 1950-е годы

Вопросы для обсуждения

  1. Феномен сталинизма как системы власти.
  2. Дискуссии о смысле и предназначении репрессивно-карательной политики в СССР.
  3. Оценки личности И. В. Сталина и его окружения.
  4. Политическая пропаганда и агитация и ее роль в формировании тоталитарного режима.

Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию

Феномен сталинизма как системы власти стал активно изучаться в отечественной историографии на рубеже 80-90-х годов ХХ века. Обратите внимание на две статьи новосибирского профессора И. С. Кузнецова, посвященные эволюции сталинской мобилизационной модели. Автор ставит вопрос об оценке эффективности существовавшей системы в решении социально-экономических задач страны. Какие точки зрения по этому поводу выделяет И. С. Кузнецов? Каким образом политические факторы (наличие противоречий, вероятных конфликтов в среде советской элиты) могли способствовать поддержанию «мобилизационного характера» сталинского режима?

При этом в зарубежной историографии проблемы функционирования сталинского режима, специфика феномена тоталитарной диктатуры в СССР активно изучалась с 1930-х годов. Обратите внимание на статью М. Г. Степанова об изучении сталинской репрессивной политики советскими историками. Какие образом автор структурирует периодизацию историографии этой темы? Какие оценки давались целям и результатам проведенных кампаний? В чем вы видите изменения оценок в период перестройки?

Приступая к оценкам личности И. В. Сталина и его окружения стоит определиться с объективными и субъективными факторами формирования культа вождя в СССР. По реферату Ю. В. Дунаевой проследите основные оценки личности Сталина, которые сложились в научной литературе. Почему с точки зрения О. В. Эдельман, подготовившей интересную работу «Сталин, Коба и Сосо. Молодой Сталин в исторических источниках» нельзя доверять воспоминаниям о дореволюционном периоде жизни будущего советского лидера? В чем специфика воспоминаний старых большевиков? Какие качества Сталина, охарактеризованные историком Б. С. Илизаровым, вы считаете выдающимися, необходимыми для удержания власти?

В оценках личности Сталина, его вклада в развитие СССР имеются как апологетически-восторженные, так и резко негативные характеристики. Очевидно, что созданная политическая система нуждалась в жестком руководителе, который при принятии решения руководствовался политической целесообразностью. Зафиксируйте основные тезисы двух статей В. И. Харламова, в которых анализируются различные взгляды на деятельность Сталина: в перечислении автора фигурируют «коммунистическая», «старобольшевистская», «постбольшевистская», «государственническая» и «либеральная». Какая из представленных точек зрения представляется вам наиболее аргументированной?

При изучении данной темы необходимо остановиться на месте и роли пропаганды и агитации в формировании тоталитарного режима. Традиционное представление о пропаганде связано с распространением идей, направленных на формирование определенного мировоззрения и политических настроений. Агитация, в свою очередь, нацелена на побуждение к действиям, практическую реализацию каких-либо идей. В этом контексте советский режим большое внимание уделял политической социализации молодежи, формированию представлений о преимуществах социалистического образа жизни, вовлечение широких слоев населения в сеть политического воспитания. Агитация велась через органы печати, радио, визуальные образы (плакаты, репродукции картин в стиле «социалистического реализма»), выступления лекторов. Обратите внимание на публикацию Е. Ф. Семенова о восприятии историками политического режима, партийного контроля и цензуры. Какие точки зрения сложились по поводу политического контроля в печати «послевоенного сталинизма», какие основные проблемы уже подняты исследователями?

Основная литература:

Большакова О. Новая политическая история России: современная зарубежная историография. Аналитический обзор // История России. Серия аналитических обзоров и сборников. М.: ИНИОН. 2006. № 1. С. 1–98.

Зайцева Т. И. Зарубежная историография: ХХ – начало XXI века: учебное пособие для студентов учреждений высшего проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 144 с.

Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. Учебное пособие для студентов. Под ред. И. П. Дементьева, А. И. Патрушева. М.: Простор, 2000. 432 с.

Историография сталинизма. Сборник статей / под ред. Н. А. Симония. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 480 с.

Кип Дж., Литвин А. Эпоха Иосифа Сталина в России. Современная историография / Джон Кип, Алтер Литвин; [пер. с англ. В. И. Матузовой]. Изд. 2-е., перераб. и доп. М.: РОССПЭН, 2009. 328 с.

Мороз Е. В. Феномен тоталитаризма в американской историографии (1930–50-е годы). Кемерово; М.: Издательское объединения «Российские университеты»: Кузбассвузиздат – АСТШ, 2006. 224 с.

Советская историография. М: РГГУ, 1996. 592 с.

Современная российская историография новейшей истории России и истории СССР: учебно-справочное пособие / В. И. Меньковский, О. А. Яновский, О. В. Бригадина, И. А. Литвиновский и др.; Под ред. В. И. Меньковского. Минск: РИВШ, 2006. 194 с.

Дополнительная литература:

Ващук А. С. Что мы знаем о причинах и предпосылках перестройки? (концепции и дискуссии 1989–2015 гг.) // Россия и АТР. 2015. № 4. С. 18–23.

Величко С. А. Перестройка в СССР (1985–1991) в отечественной и зарубежной историографии // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2005. Т. 308. № 1. С. 199–205.

Дунаева Ю. В. Личность Сталина в новых исторических исследованиях: источниковые и теоретические аспекты (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. Реферативный журнал. 2016. № 4. С. 98–111.

Казьмина М. В. Дискуссия в отечественной историографии рубежа XX–XXI веков о значении концепции тоталитаризма в осмыслении советской истории 1930-х годов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 1. С. 19–28.

Кузнецов И. С. Эволюция сталинской мобилизационной модели: проблемы изучения. Статья 1 // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. Т. 11. № 8. С. 104–113.

Кузнецов И. С. Эволюция сталинской мобилизационной модели: проблемы изучения. Статья 2 // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2013. Т. 12. № 1. С. 55–63.

Марушкин Б. И. История и политика. Американская буржуазная историография советского общества. М.: Наука, 1969. 394 с.

Мороз Е. В. Американская историография тоталитаризма 1970-х годов // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2006. № 3. С. 160–164.

Семенов Е. Ф. Политический режим, партийный контроль и цензура в контексте историографии газетной периодики СССР в послевоенный период (1946–1964 годы) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2013. Т. 12. № 1. С. 71–75.

Степанов М. Г. Сталинская репрессивная политика в СССР (1928–1953 гг.): взгляд советской историографии // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4-1. С. 131–137.

Харламов В. И. Концепции и идеологемы сталинизма: Сталин и война // Пространство и Время. 2013. № 4. С. 155–162; 2014. № 1. С. 166–175.

Шабасова М. А. После советологии: политическая история России 1990-х в современной англо-американской историографии // Вестник Витебского государственного университета. 2006. № 4. С. 41–46.

Версия для печати Версия для печати