Вопросы для обсуждения
- Феномен сталинизма как системы власти.
- Дискуссии о смысле и предназначении репрессивно-карательной политики в СССР.
- Оценки личности И. В. Сталина и его окружения.
- Политическая пропаганда и агитация и ее роль в формировании тоталитарного режима.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Феномен сталинизма как системы власти стал активно изучаться в отечественной историографии на рубеже 80-90-х годов ХХ века. Обратите внимание на две статьи новосибирского профессора И. С. Кузнецова, посвященные эволюции сталинской мобилизационной модели. Автор ставит вопрос об оценке эффективности существовавшей системы в решении социально-экономических задач страны. Какие точки зрения по этому поводу выделяет И. С. Кузнецов? Каким образом политические факторы (наличие противоречий, вероятных конфликтов в среде советской элиты) могли способствовать поддержанию «мобилизационного характера» сталинского режима?
При этом в зарубежной историографии проблемы функционирования сталинского режима, специфика феномена тоталитарной диктатуры в СССР активно изучалась с 1930-х годов. Обратите внимание на статью М. Г. Степанова об изучении сталинской репрессивной политики советскими историками. Какие образом автор структурирует периодизацию историографии этой темы? Какие оценки давались целям и результатам проведенных кампаний? В чем вы видите изменения оценок в период перестройки?
Приступая к оценкам личности И. В. Сталина и его окружения стоит определиться с объективными и субъективными факторами формирования культа вождя в СССР. По реферату Ю. В. Дунаевой проследите основные оценки личности Сталина, которые сложились в научной литературе. Почему с точки зрения О. В. Эдельман, подготовившей интересную работу «Сталин, Коба и Сосо. Молодой Сталин в исторических источниках» нельзя доверять воспоминаниям о дореволюционном периоде жизни будущего советского лидера? В чем специфика воспоминаний старых большевиков? Какие качества Сталина, охарактеризованные историком Б. С. Илизаровым, вы считаете выдающимися, необходимыми для удержания власти?
В оценках личности Сталина, его вклада в развитие СССР имеются как апологетически-восторженные, так и резко негативные характеристики. Очевидно, что созданная политическая система нуждалась в жестком руководителе, который при принятии решения руководствовался политической целесообразностью. Зафиксируйте основные тезисы двух статей В. И. Харламова, в которых анализируются различные взгляды на деятельность Сталина: в перечислении автора фигурируют «коммунистическая», «старобольшевистская», «постбольшевистская», «государственническая» и «либеральная». Какая из представленных точек зрения представляется вам наиболее аргументированной?
При изучении данной темы необходимо остановиться на месте и роли пропаганды и агитации в формировании тоталитарного режима. Традиционное представление о пропаганде связано с распространением идей, направленных на формирование определенного мировоззрения и политических настроений. Агитация, в свою очередь, нацелена на побуждение к действиям, практическую реализацию каких-либо идей. В этом контексте советский режим большое внимание уделял политической социализации молодежи, формированию представлений о преимуществах социалистического образа жизни, вовлечение широких слоев населения в сеть политического воспитания. Агитация велась через органы печати, радио, визуальные образы (плакаты, репродукции картин в стиле «социалистического реализма»), выступления лекторов. Обратите внимание на публикацию Е. Ф. Семенова о восприятии историками политического режима, партийного контроля и цензуры. Какие точки зрения сложились по поводу политического контроля в печати «послевоенного сталинизма», какие основные проблемы уже подняты исследователями?
Основная литература:
Советская историография. М: РГГУ, 1996. 592 с.
Дополнительная литература: