Тематика и требования к итоговому эссе

  1. Каковы этапы и критерии формирования политико-правовых систем в России?
  2. Какой из политических режимов в России можно считать наиболее «государственноцентричным»? Каким образом можно типологизировать политические режимы средневековой Руси, эпохи нового времени, периода Российской Империи?
  3. В чем можно увидеть преемственность и изменчивость советского политического режима?
  4. Насколько допустимы аналогии в сравнении сталинского СССР и гитлеровской Германии с точки зрения функционирования режимов?
  5. Как можно определить политический режим в СССР, сложившийся после смерти Сталина? Можно ли утверждать о наличии складывания в этот период «бюрократического авторитаризма»?
  6. Справедливо ли утверждение о наличии в современной России демократического политического режима?
  7. Можно ли назвать Россию после революции 1905–1907 годов конституционной монархией?
  8. Какая система рекрутирования политической элиты больше подходит России – антрепренерская или гильдейская?
  9. Каковы характерные отличия во взаимоотношениях власти и общества в России и Западной Европе?
  10. Какие основные кризисы легитимности государственной власти в российской истории и каковы их причины?
  11. Что обусловило делигитимацию государственной власти в Советском Союзе на завершающем этапе его существования?
  12. Что служит факторами легитимности государственной власти современной России?
  13. Каковы принципиальные отличия в формировании гражданского общества в России и Западной Европе в эпоху нового времени?
  14. Авторитаризм как оптимальный режим для России: есть ли исторические аргументы?
  15. Советская бюрократическая система и восточные деспотии: общее и особенное.
  16. Российский и европейский партогенез в конце XIX – начале ХХ века: есть ли общие черты?
  17. Существовало ли в Советском Союзе гражданское общество?
  18. Как можно охарактеризовать советский тип политического лидерства в рамках веберианской типологии?
  19. Политико-культурные ориентации граждан СССР и постоветской России: в чем состоит преемственность и изменчивость?

Объем основной части эссе – до 6 страниц

Наиболее важная литература

  1. Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. Ред. С. А. Кислицын. – Ростов на Дону: Феникс, 1998. – 608 с.
  2. Ланцов С.А. Политическая история России: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

Алгоритм поиска литературы в Интернете

Изложение авторских позиций по представленным темам для эссе требует знакомства со специализированными публикациями историков, юристов, политологов и философов.

Рекомендуется 2 основных пути поиска.

  1. Информационный портал www.elibrary.ru

Портал требует регистрации (путем ввода вашего логина и адреса электронной почты) после чего предоставляется полнотекстовый доступ ко многим академическим журналам и вестникам. В поисковой строке формулируете запрос из ключевых слов (например, «легитимация власти в России»), после чего формируете список работ путем скачивания их в созданную папку.

  1. Электронный каталог Российской государственной библиотеки. www.rsl.ru

Электронный каталог Российской государственной библиотеки – крупнейший библиографический указатель в Российской Федерации, основанный на требовании федерального закона «Об обязательном экземпляре документов». Сайт РГБ не дает бесплатного авторизованного доступа к электронным текстам, однако служит навигатором в имеющейся библиографии. Особенно это важно для авторефератов диссертаций. По сайту РГБ можно установить наличие той или иной работы, определить место защиты, а затем обеспечить ее полнотекстовый поиск на сайте организации, где проходила защита.

  1. Сайт www.mirknig.com

На сайте предоставляется возможность для скачивания книг в форматах PDF и DJVU самой разнообразной тематики.

Построение эссе

Построение эссе — это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Структура эссе.

  1. Титульный лист (заполняется по классическом образцу квалификационных работ);
  2. Введение — обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически;

На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

  1. Основная часть — теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.

Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:

Причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, Постоянство – изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.

Хорошо проверенный (и для большинства – совершено необходимый) способ построения любого эссе – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков — не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

  1. Заключение — обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Структура аппарата доказательств, необходимых для написания

эссе

Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация — это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.

Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения.

Тезис – это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы – это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод – это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения – это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Аргументы обычно делятся на следующие группы:

Удостоверенные факты – фактический материал (или статистические данные). Факты – это средство для формирования тенденций, а на их основании — законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.

Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

Виды связей в доказательстве

Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и разделительной. Прямое доказательство – доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны идти на занятия, так как сегодня воскресенье. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.

Индукция – процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.

Дедукция – процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн — один из самых ярких лидеров в истории Америки.

Аналогия — способ рассуждений, построенный на сравнении.

Аналогия предполагает, что если объекты А и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.

Причинно-следственная аргументация – аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).

Требования к фактическим данным и другим источникам

При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту. Соответствующая спецификация данных по времени и месту – один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением).

Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом, и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

Как подготовить и написать эссе?

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание – планирование – написание – проверка – правка.

Планирование – определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.

Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.

Аналогии – выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.

Ассоциации – отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно – психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать» первую пришедшую в голову» реакцию).

Предположения – утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.

Рассуждения – формулировка и доказательство мнений.

Аргументация – ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.

Суждение – фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?

Доводы – обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения») и т.д.

Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации.

Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.

Мысль — это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

Внятность – это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.

Корректность – это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

Оценивание эссе

Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:

  1. Знание и понимание теоретического материала (1 балл)
  • возможность определения рассматриваемых понятий четко и полно, с приведением соответствующих примеров;
  • используемые понятия строго соответствуют теме;
  • самостоятельность выполнения работы.
  1. Анализ и оценка информации (1 балл)
  • грамотное применение категорий анализа;
  • умелое использование приемов сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
  • способность объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
  • диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
  • обоснованная интерпретация текстовой информации с помощью статистических данных, графиков и диаграмм;
  • дает личную оценку проблеме.
  1. Построение суждений (2 балла)
  • ясность и четкость изложения;
  • логика структурирования доказательств
  • выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
  • приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
  • общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.
  1. Оформление работы (1 балл)
  • работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
  • соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
  • оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
  • соответствие формальным требованиям.

Максимальное количество баллов, которое магистрант может получить — 5.

Версия для печати Версия для печати