Дискуссия 4. Феномен политического лидерства в советской истории

Уважаемые коллеги!

Последняя, четвертая экспертная дискуссия посвящена феномену политического лидерства в СССР.

Ознакомьтесь со статьей Д. Ю. Алексеева «Политическое лидерство в России: основные тенденции». Согласны ли вы с тем, что для истории России было свойственного исключительно традиционное и харизматическое лидерство? Отвечают ли советские лидеры критериям лидеров-харизматиков? Кто является исключением в этой группе и почему? Можно ли говорить о наличии традиций рационально-легального лидерства на региональном уровне?

На основе статью Ю. А. Селиверстовой «Специфика политического лидерства в России» выделите исторические черты, которые неизменно сопровождают процессы преемственности российской политической власти. Есть ли в политико-культурной традиции советской и постсоветской России необходимость формирования «лидера-служителя», или базовые ценности связаны исключительно с потребностями в «лидерах-знаменосцах» (типология М. Херман)?

В рамках проводимой дискуссии важное место занимает феномен вождизма. На основе статье Д. А. Якушина «Лидерство и вождизм: синтез в пространстве политической культуры России» определитесь с принципиальными отличиями между этими историко-политическими феноменами. Можно ли отождествлять понятия «вождь» и «харизматический лидер», либо вы видите между ними существенные смысловые различия? Какие фигуры советской истории помимо И. В. Сталина можно охарактеризовать как вождей?

Выделите основные этапы трансформации политической власти в статье В. Ю. Лукьянова «К проблеме трансформации политической власти в советской России». Какими чертами автор наделяет И. В. Сталина как политического лидерства. Насколько корректным вам видится его сравнение с А. Гитлером по тактике организационного руководства, идеологическим целям?

Размышляя над причинами возникновения культа И. В. Сталина познакомьтесь с мнением К.Н. Тендита по данному вопросу. В его статье «Любимый И. В. Сталин! Социально-психологические аспекты «культа личности» обратите внимание на мотивы «народной любви» к Сталину. В чем, на ваш взгляд, реальные основания для «культа личности»? Можно ли утверждать, что сакрализация личности Сталина отражала процесс сакрализации самого советского государства и сложившейся системы власти?

Версия для печати Версия для печати