Вопросы для обсуждения:
- Анализ положений советских конституций 1924–1977 гг. о специфике формы государства.
- Документы руководящих органов ЦК ВКП(б)–КПСС 1920-х – 1980-х годов: классификация и содержательная характеристика.
- Нормативно-правовые акты органов государственной власти в СССР.
- Документы советских общественно-политических организаций: классификация и информационный потенциал.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Приступая к характеристике первого вопроса, составьте сравнительную таблицу с характеристиками органов государственной власти и управления СССР. В Конституции Советского Союза 1924 года обратите внимание на полномочия съезда Советов и Центрального исполнительного комитета СССР. Каковы полномочия Президиума ЦИК, Совета народных комиссаров СССР? Каким образом были разграничены предметы ведения СССР и союзных республик? Есть ли в Конституции 1924 года упоминания о роли коммунистической партии в политической системе?
Как изменилась система органов государственной власти СССР по Конституции 1936 года. В чем специфика Верховного Совета СССР и его Президиума? Изменилась ли система наркоматов, порядок образования Совета народных комиссаров СССР? Как отражена роль ВКП(б) в политической системе советского общества?
Следует помнить, что проект новой советской конституции активно разрабатывался в начале 1960-х годов. Конституционная комиссия завершила подготовку проекта к середине 1964 года, однако его принятию помешала отставка Н. С. Хрущева. Этот документ опубликован в приложении к монографии А. В. Пыжикова «Хрущевская оттепель»[1]. По оценкам специалистов проект «хрущевской конституции» был прогрессивным, поскольку вводил понятие местного самоуправления. Однако при этом статья 4 констатировала, что «Коммунистическая партия Советского Союза – партия всего народа – является руководящей и направляющей силой советского общества и государства». В дальнейшем многие идеи этого проекта были переработаны и включены уже в новый документ – Конституцию СССР 1977 года.
В числе особенностей советской политической системы можно назвать сращивание партийной и государственной власти, что привело к отождествлению принимаемых партийных решений с решениями законодательных и исполнительно-распорядительных органов. Более того, партийные документы стали предварять принятие решений, которые по конституционным нормам являлись прерогативой советских органов власти. По статьям С. В. Кодана, И. В. Минникеса и С. А. Токмина выявите специфику партийных документов как исторических источников. Какие точки зрения существуют на политико-правовой статус решений КПСС? В чем состояло своеобразие системы властвования в СССР?
Определяя видовую характеристику документов органов государственной власти СССР, сосредоточьтесь на разделении их по степени юридической силы. Уже отмечалось, что нормативные акты делились на законные и подзаконные. Используя пособие «Источниковедение новейшей истории России» определите суть новых подходов к изучению законодательства, классифицируйте законы и нормативные акты (с. 69–100).
При рассмотрении четвертого вопроса прежде всего необходимо сосредоточить внимание на определении политико-правового статуса общественных организаций в СССР. На основе статьи Л. П. Беловой проследите изменение представлений об общественных организациях в СССР. Какие подходы к их классификации существовали в научной литературе и нормативных документах?
Основная литература:
Дополнительная литература:
Ростовщиков И. В. Права личности в российских конституциях: история и современность // Вопросы истории. 2016. № 8. С. 3–12.
Токмин С. А. Программные документы в правовой системе Советского Союза // Известия Байкальского государственного университета. 2012. № 1. С. 159–161.