Вопросы для обсуждения:
- Механизм реализации «Нового курса» Ф. Рузвельта.
- Особенности осуществления социального реформирования в 1930-е годы.
- Властвующая элита США в 1930-е годы.
- Ф. Рузвельт как политический лидер.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
При определении механизмов реализации «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта определите внимание на социально-экономическую конъюнктуру периода «Великой депрессии». Это поможет понять необходимость введения чрезвычайных мер в экономике и усиление государственного вмешательства в социальные процессы. В статье А. В. Лапонова содержится фактический материал, способствующий пониманию масштабов кризиса. Так, например, выпуск автомобилей к 1933 году уменьшился на 80 %, а выпуск чугуна – на 79 %. Число безработных в этот период достигло 17 млн человек, что составляло 25 % всего трудоспособного населения.
При определении особенностей осуществления социального реформирования в 1930-е годы вновь обратитесь к статье А. В. Лапонова. Дайте характеристику Закону о трудовых отношениях (Закону Вагнера), принятому летом 1935 года. В чем суть законов о социальном страховании, минимальной заработной плате и максимальной продолжительности рабочей недели? Используйте также материалы главы III «Чуть-чуть левее центра: общее и особенное в социальной политике Ф. Рузвельта» монографии В. Л. Малькова «Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии» (с. 72–101). Как в этом исследовании характеризуется процесс осуществления социальной политики в США 1930-х годов? Раскройте основные направления и результаты проводимых мероприятий в отношении безработных, профсоюзного движения, охраны природных ресурсов, поддержки здравоохранения.
Особенности функционирования властвующей элиты в 1930-е годы поможет определить статья Е. Б. Зюзиной. Она полагает, что с победой Рузвельта американская элита начинает подвергаться интенсивной либерализации, модель отношений элиты и масс не перерастают в конфликт, а разрешаются путем компромиссов. Подробное исследование места и роли политической элиты США в реализации государственной политики было проведено В. В. Согриным. Используйте раздел «Власть, народ, элита» главы 5 «Эра демократического элитизма» его монографии «Политическая история США. XVII–XX века». На основе представленной информации определите источники рекрутирования элиты. Почему автор полагает, что с началом «Нового курса» возникает режим демократического элитизма?
Характеризуя стиль политического лидерства Франклина Делано Рузвельта следует помнить, что он единственный из американских президентов, который четырежды избирался на этот пост. Какие личные и деловые качества позволяли удерживать ему власть в условиях политической конкуренции? Познакомьтесь с биографическими исследованиями, посвященными Ф. Д. Рузвельту под авторством Н. Н. Яковлева и Г. И. Чернявского. В чем вы видите сходство и различие их оценок в деятельности Ф. Д. Рузвельта?
Основная литература:
Иванян Э. А. История США: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. С. 393–398.
Мальков В. Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии. Историко-документальные очерки. М.: Мысль, 1988. С. 72–101.
Согрин В. В. Политическая история США. XVII – XX вв. М.: Издательство «Весь Мир», 2001. С. 218–356.
Фолсом Б. Новый курс или кривая дорожка? Как экономическая политика Ф. Рузвельта продлила Великую депрессию / пер. с англ. А. Плисецкой под науч. ред. А. Куряева. М.; Челябинск: Мысль, Социум, 2016. 352 с.
Чернявский Г. И. Франклин Рузвельт / Георгий Чернявский. М.: Молодая гвардия, 2012. С. 216–325.
Язьков Е. Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918–1945 гг.). Курс лекций. 2-е издание. М.: Изд-во МГУ; ИНФРА-М, 2000. С. 233–273.
Яковлев Н. Н. Франклин Рузвельт: Человек и политик. Новое прочтение. М.: Международные отношения, 1981. С. 113–158.
Дополнительная литература:
Арефьев П. В. Достижения и «заблуждения» политики «Нового курса» Франклина Делано Рузвельта // Мир новой экономики. 2013. № 2. С. 40–44.
Будкевич Г. В. Ф. Д. Рузвельт как патриот и практик // Мир новой экономики. 2013. № 2. С. 69–76.
Зюзина Е. Б. Историческая эволюция политической элиты США // Человек. Сообщество. Управление. 2009. № 3. С. 14–22.
Ковалев М. В. К вопросу о трансформации политического режима в годы «Нового курса» Ф. Рузвельта в США // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 1. С. 721–724.
Лапонов А. В. Великая депрессия и ее преодоление // Мир новой экономики. 2013. № 2. С. 34–39.
Меньшикова А. А. Попытки административного реформирования на начальном этапе «нового курса» Ф. Д. Рузвельта (1933–1935) // Власть. 2010. № 11. С. 153–155.
Мотылев В. В. Программы президентов США. Герберт К. Гувер // Экономический журнал. 2012. Т. 28. № 4. С. 114–122.
Некипелов А. В. Отечественная историография «Нового курса» президента Ф. Д. Рузвельта // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 25. Вып. 52. С. 98 –103.
Нуреев Р. М. Американский опыт выхода из Великой депрессии: уроки истории для современности // Мир новой экономики. 2013. № 2. С. 11–22.
Нуреев Р. М., Лапонов А. В. Решительные реформы «на ощупь»: «100 дней» и другие дни первого срока президентства Ф. Д. Рузвельта // Историко-экономические исследования. 2015. Т. 16. № 2. С. 232–250.
Скибицкий М. М. Многогранный гений // Мир новой экономики [о Ф. Д. Рузвельте]. 2013. № 2. С. 64–68.
Согрин В. В. Политическая власть в США: характер и исторические этапы // Новая и новейшая история. 2004. № 2. С. 3–27.
Становова Н. Н. «Новый курс» Рузвельта: способ преодоления великой депрессии или ее продления? // Мир новой экономики. 2013. № 2. С. 51–54.