Вопросы для обсуждения:
1. Дискуссии о классовой и социальной борьбе в период западноевропейского Средневековья.
2. Социально-политическая характеристика «крестьянских войн» и акций социального протеста.
3. Роль католической церкви в политических процессах западноевропейского Средневековья.
4. Реформация в Германии: причины, ход, политические результаты.
В советской медиевистике проблема классовой и социальной борьбы в западноевропейском Средневековье считалась одной из приоритетных. С одной стороны, выявление противоречий в развитии феодализма должно было показать диалектический характер общественных отношений, их поступательное развитие. Нарастание классовой борьбы в конечном итоге должно было привести к кризису феодализма и замене последнего капиталистическим отношениями. Таковы социально-политические универсалии, которые требовалось находить и подтверждать фактическим материалом.
На деле развитие многих социальных и политических конфликтов было преувеличено, не имело по сути классовой природы. В соответствующей главе второго тома «Истории Европы», изданного в 1988 году, отмечалось противоречие между господством крупной феодальной земельной собственности и мелким характером крестьянского хозяйства. Это определяло неизбежность постоянной борьбы между зависимыми крестьянами и крупными феодальными землевладельцами в лице отдельных сеньоров или государства[1].
Впрочем, фактический материал позволяет проиллюстрировать это утверждение примерами борьбы между феодалами и городами, а также между различными слоями населения внутри городов, но не дает оснований считать крестьянство акторами классового противостояния. Абсолютное большинство западноевропейских медиевистов не только не считали участие крестьян в восстаниях классовой борьбой, но и не считали их сословием применительно к условиям Средневековья.
Поэтому вполне уместно при характеристике деятельности средневековых социально-профессиональных групп оперировать категорией «политическое участие», которое с точки зрения нормативности подразделяется на конвенциональное и неконвенциональное. В советской историографии делался акцент на конфликтах, возникавших на почве чрезмерного усиления налогового гнета (характерный пример – антиналоговое выступление «Ника» в 532 г. в Византии), еретических движениях (манихеев, монтанистов, мессалиан, ариан, несторианцев, моносифитов), восстаниях против принудительной христианизации.
В период классического Средневековья при усилении феодальной эксплуатации можно отметить ряд крупных крестьянских восстаний, в числе которых широкую известность приобрели Жакерия во Франции (1358) и восстание Уота Тайлера в Англии (1381). В литературе в качестве причин социальных волнений называют замыкание цехов и увеличение роста налогов, вызванное участием Англии в Столетней войне[2]. Массовые волнения экономического и религиозного характера были свойственны и в более поздние периоды. В качестве примеров можно назвать Восстание Башмака в юго-западной Германии (конец XV – начало XVI веков) и Гуситские войны в Богемии в первой трети XV века, а также полномасштабную Крестьянскую войну в Германии в 1524–1526 годах (в событиях участвовало около 300 000 крестьян-повстанцев).
Роль католической церкви в политических процессах активно возрастает со второй четверти IV века, когда на Никейском соборе христианство было объявлено вселенской религией. Возникает огромная по своим масштабам и влиянию католическая церковь, которая поддерживается монашескими, а затем и духовно-рыцарскими орденами, собственными финансовыми и судебными органами, дипломатической службой.
Следует подробнее остановиться на взаимоотношениях церкви с королевской властью. В ранний период Средневековья, короли «варварских» государств после принятия христианства стремились заручиться поддержкой церкви и щедро одаривали ее. Важнейшая функция католической церкви в раннее и классическое Средневековье состояла в сакрализации королевской власти. Выдающийся французский историк Марк Блок относит расцвет практик обожествления королей к XII–XIII векам. Но генезис религиозного мифотворчества относится еще к концу IX века: «архиепископы Реймса утверждали, что хранят сосуд с чудодейственным елеем, который принесла Хлодвигу голубка прямо с небес; эта легенда позволяла реймсским прелатам, с одной стороны, сохранять за собой монополию на помазание королей, а с другой, позволяла королям верить и говорить, что их благословило само небо»[3].
Церковь активно стремится к получению светской власти. Уже с конца VIII века можно говорить о появлении полноценного Папского государства. С начала XI века его глава – понтифик стал избираться пожизненно. Однако в период классического Средневековья роль папского престола в политической жизни Европы снижается. С одной стороны, можно наблюдать нарастание противоречий между римским папой и европейскими монархами, с другой стороны, внутри самой церкви в 1054 году происходит раздел на западную (римско-католическую) и восточную (православную).
Однако применительно к XII–XIII векам власть Римского Папы сумела с идеологической точки зрения превзойти власть европейских монархий. Папская власть приходит в упадок с XIV века в результате начала строительства национальных государств и возвышения светской власти королей.
Каковы причины Реформации в Германии? Первая причина связана с ростом злоупотреблений служителей церкви, что способствовало снижению ее авторитета в глазах общества. Торговля индульгенциями осуждалась не только истинно верующими, но и клириками. Широкую известность приобрела деятельность монаха Иоганна Тецеля, который утверждал, что значение индульгенции превышает значение крещения.
Вторая причина – нарастание противоречий между формируемой социальной структурой общества позднего Средневековья и деятельностью контрольно-надзорных институтов церкви. Инквизиция, тотальное наблюдение за повседневной жизнью бюргеров ограничивали принципы свободы и понимание равенства людей перед Богом.
Третья причина связана с осознанием политической элитой непомерных амбиций духовенства. Формировались идеи о необходимости отделения церкви от государства.
Немаловажным обстоятельством начала Реформации стоит признать мотивацию человека позднего Средневековья к получению образования. Система средневековой церкви эту возможность ограничивала[4].
Одним из идеологов Реформации был Мартин Лютер, который сформулировал «95 тезисов». Основное положение, выдвинутое им, было основано на убеждении, что человек достигает спасения души не через церковь и обряды, а непосредственно через веру, которая дарована ему непосредственно Богом. Реформация как процесс выразилась в нескольких организованных формах – бюргерском движении, рыцарском восстании, масштабной Крестьянской войне под предводительством Т. Мюнцера[5].
Политическими результатами Реформации можно назвать создание множества национальных церквей, что способствовало росту национального сознания, повышению культурного и образовательного уровня народов Северной Европы.
Реформация предоставила возможность правителям заполучить церковные угодья, которые в ряде стран насчитывали 25–30 % всего земельного фонда. Арендаторы, работавшие на земле, часто содействовали секуляризации, поскольку монахи и священники славились особой требовательностью в отношении арендной платы и других прерогатив землевладельца[6]. Еще одно последствие было связано с повышением общей образованности правящего класса, ускорением развития капиталистических отношений.
[1]Гутнова Е. В. Классовая и социальная борьба в средневековой Европе // История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. М.: Наука, 1992. С. 509.
[2] Марков В. А. К вопросу об участии нищих в акциях социального протеста в средневековой Англии // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 7-3. С. 81.
[3] Блок М. Феодальное общество. М.: Изд-во Сабашниковых, 2003. С. 373.
[4] Голубчиков А. Я., Щирский А. И. Реформация и ее историческое значение (к 500-летию начала Реформации) // Евразийское научное объединение. 2017. Т. 2. № 2(24). С. 127.
[5] Смирин М. М. Народная реформация Т. Мюнцера и Великая крестьянская война. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1947. С. 218–256.
[6] Кревельд М. Расцвет и упадок государства. М.: РИСЭН, 2006. С. 91.