Вопросы лекции:
1. Сословно-представительная монархия как разновидность формы правления: основные подходы и дискуссии.
2. Система взаимоотношений между институтами сословно-представительной монархии Западной Европы в условиях классического Средневековья.
3. Российский опыт функционирования сословно-представительной монархии в XVI–XVII веках.
4. Социальный состав органов власти в условиях сословно-представительной монархии: сравнительная характеристика западноевропейской и российской моделей.
Складывание сословно-представительной монархии в средневековой Европе рассматривается как закономерный этап эволюции феодальных государств. Функционирование представительных органов в XIII–XVI веках являлось свидетельством политической централизации, развитием товарно-денежных отношений, которые подрывали основы феодального натурального хозяйства. Закономерно встает вопрос о пределах ограничений монархической власти. Насколько эти пределы универсальны, если мы рассматриваем не только разные государства, но и разные хронологические отрезки (XIII век для Англии и XVI век для России – абсолютно несхожие для сравнения политические условия).
В литературе утверждается, что в период «Высокого Средневековья» королевская власть ведет борьбу с феодальной раздробленностью, побеждая на значительной территории Европы. В этом случае возникают централизованные государства и зарождается новая форма феодальной монархии с органами сословного представительства. Центральная власть, претендующая на полноту верховной, ищет компромисса с наиболее значимыми сословиями и социальными группами. В результат возникают представительные органы – английский парламент, французские Генеральные штаты, испанские кортесы, чешский сейм и так далее[1].
В условиях классического Средневековья между монархом и сословно-представительными учреждениями складывается определенный баланс сил. Закрепляется правовая регламентация полномочий как короля, так и сословно-представительного органа. Во Франции, например, король в 1357 году издает указ, получивший название «Великий мартовский ордонанс». Генеральные штаты получали исключительное право введения новых налогов и контроля за расходами правительства. Королям приходилось созывать Генеральные штаты два раза в год. В свою очередь, сословно-представительный орган обращался к королю с протестами, жалобами, просьбами, предложениями.
В Англии парламент постепенно закрепил за собой право на участие в издании законов, утверждение порядка налогообложения, осуществление контроля за деятельностью высших должностных лиц, рассмотрение ряда судебных споров. Здесь также, как и во Франции, имелась практика подачи петиций, но здесь она со временем трансформировалась в право законодательной инициативы. От французского сословно-представительного органа английский парламент отличался большим объемом полномочий. Возникает право парламента объявлять преступными выявленные злоупотребления должностных лиц. В течение XIV века было установлено, что законы принимаются исключительно при согласии короля и палат парламента. В отличие от Франции в Англии сословно-представительный орган созывался регулярно.
Для России формирование сословно-представительной монархии традиционно относят к середине XVI столетия, когда в 1549 году был созван Земский собор. (В литературе, впрочем, имеется указание на то, что еще в 1211 году был созван совет с участием различных сословий в связи с вопросом о престолонаследии во Владимиро-Суздальском княжестве). Время завершения сословно-представительной монархии в России относят к середине XVII века[2].
В России монархом не принималась идея парламентаризма. Историк российского феодализма Д. Н. Альшиц пишет о времени Ивана IV: «Царь искренне верит, что народовластие или хотя бы его подобие – нечто безобразное по сравнению с властью самодержца, руководимого одной лишь силой провидения»[3].
Традиционно функционирование такой разновидности монархии связывают с деятельностью земских соборов – общегосударственных собраний представителей боярской и духовной аристократии, служилого сословия (дворянства), представителей городских верхов (купечества). Они рассматривали законодательные вопросы, в их компетенции было избрание и низложение государя, присоединение новых территорий, вопросы войны и мира[4]. Их созыв прекратился во второй половине XVII века, хотя продолжала действовать Боярская дума как сословный орган аристократии. Снижение ее роли и постепенное подчинение церкви государству завершают разрушение сословно-представительной формы правления в России. (Все церковные соборы XVI–XVII веков собирались по личному повелению государя, в ведении которого находились как все организационные дела, так и придание силы закона и реализации в жизни постановлений соборов)[5].
Б. Н. Миронов резонно полагает, что если «цари в указах ссылались на участие в принятии решения Боярской думы или Освященного собора, а при проведении внутренней и внешней политики – на постановления земских соборов, значит вся полнота власти государю не принадлежала, иначе ссылки были бы излишни»[6].
Социальный состав сословно-представительных учреждений различался в зависимости от структуры населения и исторического контекста эпохи. Для кортесов в Испании, Генеральных штатов во Франции было свойственно преобладание крупной аристократии (землевладельцев). В Англии парламент, разделенный к середине XIV века на две палаты, включал представителей светской и церковной аристократии, рыцарство и горожан. При этом палаты (лордов и общин) заседали отдельно и разделялись по сословному признаку.
Состав Боярской думы и Земских соборов Российского государства хорошо изучен в литературе, прежде всего в трудах В. О. Ключевского и Л. В. Черепнина[7]. Боярская дума состояла как из представителей старомосковских боярских родов, так и из «думных дворян», которые были выходцами из дьяков, подъячих, незнатных дворян. В первой половине XVII века в составе Земских Соборов значительно расширилась прослойка дворянства и посадских людей.
[1] Маркова С. П. Понятие «феодализм» в современной исследовательской интерпретации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение, философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2014. № 1(135). С. 59.
[2] Жильцов С. В. Сословно-представительная монархия в русском едином государстве // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2009. № 70. С. 207.
[3] Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. С. 94.
[4] Исаев Б. А. Демократическая тенденция в политической истории средневековой Руси: политические системы, институты и группировки // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 39.
[5] Сторчак В. М. Харизматические черты сакрализации царской власти в средневековой Руси // Религиоведение. 2012. № 2. С. 29.
[6] Миронов Б. Н. Народная монархия XVIII века // Миронов Б. Н. Российская империя: от традиции к модерну: в 3 т. Т. 2. СПб.: Дмитрий Буланин, 2015. С. 368.
[7] Ключевский В. О. Боярская дума древней Руси. М.: Ладомир, 1994. 548 с.; Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI–XVII вв. М.: Наука, 1978. 418 с.